Пятница, 14.12.2018, 09:47
МКОУ Чамзинская СШ имени И.А.Хуртина
Главная | Регистрация | Вход Приветствуем Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Вашему вниманию предлагается описание педагогического опыта Рубцовой О.В., учителя начальных классов высшей квалификационной категории, по теме «Этимологический анализ слов как один из эффективных способов повышения орфографической грамотности учащихся начальной школы».

Непроверяемые написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии. В начальных классах непроверяемые слова обычно заучиваются без какого  -  либо объяснения, что, конечно, не может не наносить ущерба формированию у детей понятия «орфографическая система».

«Почему бы не писать, как слышится? Всё было бы просто, и никакой диктант не страшен!» Такие  мысли когда -  то приходят на ум каждому школьнику.

Не трудно представить, что из этого может получиться. Вот несколько слов с приставкой от- :«отпуск», «одблеск», «атход», «адгадать». С каким трудом узнают дети знакомые слова и понимают, что лучше всё - таки не всегда писать так, как слышишь.

Для того,  чтобы  было удобнее читать и писать, устанавливаются единые правила написания слов - орфография.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы.

Теоретические основы исследования в этой области составили педагогические положения о работе над орфографическим материалом Д. Н. Богоявленского, Н. С. Рождественского. Мы ориентировались также на идеи  Е. С. Скобликовой и М. М. Разумовской, раскрывших эффективные способы обучения орфографии. Наиболее близка нам оказалась идея Шанского Н. М.

Основная идея опыта заключается в следующем:

Орфографическая грамотность младшего школьника будет значительно выше, если будет основываться на осмысленном содержании понятия, на знании этимологии слова.

Новизна исследования:

Выявлено, что владение учащимися умениями и навыками проводить этимологический анализ слов ведёт к повышению их грамотности.

 Целью педагогического исследования являлось повышение орфографической грамотности учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1.Развить навыки работы со словарями разных видов.

2. Выработать умение проводить этимологический анализ слов.

3. Способствовать повышению познавательного интереса.

В процессе формирования орфографических умений и навыков нами были выделены специальные принципы, такие как:

- Принцип учёта возрастных особенностей детей.

Особенности психофизиологического развития младших школьников таковы, что они не в состоянии выдерживать длительно действующие однообразные раздражители. Конкретно - образные компоненты продолжают играть существенную роль в структуре мышления. Поэтому очень важно обеспечить разнообразную, способную увлечь детей деятельность с использованием наглядности. При конкретности детского мышления очень важно поставить отвлечённое слово на прочный фундамент предметного представления.

- Принцип осознанности предполагает обоснованность выполняемых действий, сознательное применение учащимися знаний для правильного написания слов. От понимания содержания понятия во многом зависит формирование интереса ребёнка к познавательной деятельности.

Должную эффективность при обучении орфографии обеспечивают основные средства обучения (программа по предмету, книга для учителя, учебник, серия специально разработанных заданий, словари). К вспомогательным средствам относятся: иллюстрации, фотографии с изображением растений и животных (и др. предметов), карточки со словами, карты - схемы. Технические средства обучения позволяют широко использовать данную наглядность (аудитивную, визуальную, аудиовизуальную).

Основываясь на том, что орфографический навык формируется в процессе речевой деятельности, обладает содержательной и операционной сторонами, находящимися во взаимосвязи, в предлагаемой мной технологии можно выделить три этапа, способствующих формированию умения и  навыка правописания непроверяемых и трудно проверяемых слов: подготовительный, формирующий, итоговый.

Целью подготовительного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями. На данном этапе необходимо решить следующие задачи:

1) познакомить детей с непроверяемыми словами, выяснить и уточнить их лексическое значение;

2) научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данных слов;

3) приступить к формированию умения осознанно находит орфограмму, определять её класс и тип;

4) познакомить учащихся с этимологической справкой к непроверяемому слову.

Так, например, проводим работу со словом «корова».

Задаю детям вопрос:

- Какую пользу приносят коровы? Как люди ухаживают за ними? Для чего они это делают?    (Вывешиваю  карточку со словом корова).

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать слово корова.. Прочитайте слово по слогам. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй, третий. Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение? Назовите орфограмму. Как вы думаете, почему домашнее животное назвали коровой? Откроем этимологический словарь, прочитаем статью о корове. Корова. Домашнее животное назвали от слова кор. На древнерусском языке кор значит  рог. Корова – «рогатая».

Вот несколько вариантов краткой записи, которую  делаем на доске и в словариках при этимологическом анализе слов.

1) Корова (от кор).

2) Корова. Образовано от кор – «рог».

3) Корова – кор – «рогатая».

4) Корова – «рогатая», от кор – рог.

На данном этапе использую фронтальную форму работы.

Далее следует формирующий этап.

На данном этапе учащиеся знакомятся со структурой орфографического действия, т. е. вплотную подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно написать непроверяемое слово. Перед младшими школьниками на этом этапе чётко формулируется объект и цель формируемого действия. Так, объектом является непроверяемое слово корова, а целью - правильность и осознанность его написания.

Правильность как качество навыка выражается в характеристике используемых знаний, т. е. правильности написания непроверяемого слова.

На данном этапе этимологические сведения о слове следует повторять всякий раз, когда учащиеся нарушают правописание или нормы речевого употребления слова. Если ученик допускает ошибку в написании безударной о, я напоминаю опорное написание – кор – рог. Здесь большей частью имеет место индивидуальная форма работы.  При повторении нужно активизировать ту этимологическую форму, которая усиливает и определяет написание. Например, в слове  горизонт  ученик допускает ошибку в написании о.  Я напоминаю опорное написание ороз, означающее на греческом языке «предел». Если же допускается ошибка в написании и, то напоминаю опорное написание оризо- «ограничиваю».

 Или, например, объясняю, что слово  огурец произошло от огур- «незрелый». Огурцы едят «незрелыми», пока они не пожелтели, не поспели окончательно.

- Как вы напишите это слово?

- О- гу- рец . С безударной гласной о в первом слоге.

- Почему? Докажите.

- Слово огурец можно проверить словом огур- «незрелый», «неспелый».

Упражнения, выполняемые учащимися на данном  этапе, направлены на практическое применение знаний и умений, составляющих базу орфографического навыка, а также на развитие речи для активизации и обогащения словаря младших школьников, выработки умения в области словообразования и словоизменения, связной речи, культуры речи.

Таким образом, этимологический анализ является эффективным способом обогащения словаря младших школьников.

 На формирующем этапе  можно использовать разнообразные задания творческого характера, которые развивают  ум, активизируют воображение и фантазию детей. Вот один из приёмов работы: например, опираясь на жизненный опыт, нужно попытаться самостоятельно определить, почему эти предметы так названы в русском языке: медведь. Ученики знают, что медведь любит мёд (ведает, где мёд), поэтому слово медведь пишем с безударной буквой е ; малина. Ученики знают, что ягода состоит из большого количества маленьких частей, поэтому слово малина пишем с безударной буквой а  в корне.

Следующий приём - составление загадок с применением этимологических справок.

При составлении загадок используется метод сравнения и сопоставления. Необходимо выделить важные существенные отличия предмета (явления) от других по цвету, форме, размеру, составу, запаху, вкусу, звуковым особенностям. Такую работу лучше проводить в группах.

Например, при работе над словом стрекоза выясняем, что у стрекозы большие глаза, есть крылья, она летает и на лету ловит насекомых (является хищником). После знакомства с этимологией этого слова ( Стрекоза. Насекомое назвали от звукоподражательного слова стрек- характерного треска крыльев при полёте. Стрекоза- «стрекотунья»), приступаем к составлению загадок о стрекозе. Даю задание: выписать все характерные особенности стрекозы в левый столбик, в правый столбик выписать названия предметов, которые похожи на стрекозу или совершают сходные действия.

Какая?                                                   На кого похожа?

Что делает?                                            Кто делает так же? и т.д.

Между первым и вторым столбиками вставьте слова как, или а, не, или но, не. Получим несколько загадок о стрекозе, из которых можно выбрать лучшую:

Большеглазая, а не лягушка.

Летает, а не птица.

Стрекочет, а не сверчок.

Ловит насекомых, а не дятел. и т. д.

Упражнения с применением этимологического анализа разнообразны. Это зависит от конкретного этимологического материала. Младшие школьники справятся с такими упражнениями, если слова уже однажды были проанализированы, если сложность самих слов соответствует уровню развития данного класса.

Применение разнообразных упражнений обеспечивает многократное повторение одних и тех же этимологий, что необходимо, если учащиеся продолжают ошибаться в изученных словах.  Преимущество такого повторения состоит в том, что оно каждый раз вносит элементы нового в уже известное и поэтому не может наскучить младшим школьникам.

 Необходимость итогового этапа  обусловлена самой сущностью орфографического навыка: во - первых, навык формируется в речевой деятельности (её письменной форме), которая предполагает выполнение не  только ряда грамматических упражнений, но и работ творческого характера, способствующих как речевому развитию учащихся, так и повышению грамотности выполняемых работ; во - вторых, сформированность навыка проявляется в том случае, когда написание изучаемой орфограммы становится для учащихся не целью, а средством в решении речевых задач. На этом этапе следует проводить диктанты, изложения и сочинения различных видов, а также игры из занимательной грамматики. На данном этапе устанавливается, насколько учебный материал глубоко и прочно усвоен учениками, как они пользуются приобретёнными знаниями, умениями и навыками, позволяют определить уровень подготовки учащихся и наметить пути ликвидации пробелов в знаниях.

 

 

 

 

 

-->
Вход на сайт
Погода в Чамзинке
сетевичок.рф
pravo.gov.ru
Официальный интернет-портал правовой информации
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Полезные ссылки
  • Президент России
  • Министерство образования и науки РФ
  • Губернатор и Правительство Ульяновской области
  • Министерство образования и науки Ульяновской области
  • Комитет по контролю и надзору в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области
  • Медиабезопасность детей и подростков
  • Профессиональное образование в Ульяновской области
  • Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
  • Рейтинг школ Ульяновской области
  • Геоинформационный портал Ульяновской области
  • Сетевой город. Образование
  • Управление образования МО "Инзенский район"
  • Ульяновский областной центр информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования
  • Инзенский филиал УлГУ
  • Центр информационных технологий
  • ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАВЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕГЭ
  • Блоги
  • С.И. Морозов
  • Т.В.Девяткина
  • Е.В.Уба
  • И.В.Балашова
  • О.Н.Мезина
  • Л.В.Кудряшова
  • Район в соц. сетях
  • Официальный аккаунт Администрации Инзенского района в сети "Твиттер"
  • Архив записей
    МКОУ Чамзинская СШ имени И.А.Хуртина © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz