Вторник, 23.07.2019, 10:53
МКОУ Чамзинская СШ имени И.А.Хуртина
Главная | Регистрация | Вход Приветствуем Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 

Исследовательская работа  "Куклы старины далёкой" 

Автор: Шугаева Ангелина

Кл. руководитель: Шугаева Е.Н.

Здравствуйте, меня зовут Ангелина Шугаева. Мне 10 лет.  Я учусь в 4 классе в Чамзинской средней школе Инзенского района. Моё исследование называется «Куклы старины далёкой».

Целью моего исследования было  узнать,  какое значение имели куклы в старину.

Как и все дети, я люблю играть. Больше всего я люблю играть в  куклы.  Однажды я задумалась, а какие куклы были  у наших  бабушек в детстве. Мне стало интересно, и я пошла к своей бабушке Нефёдовой Нине Степановне.

Так началось моё исследование.

Моя бабушка вспоминает, что в детстве у неё красивых ярких игрушек как сейчас не было. Мастерили кукол они себе сами из кусочков разной ткани, некоторые девочки делали из глины,  вертели из соломы, мальчики выстругивали из дерева. Но самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла-самокрутка.

Таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Она даже показала, как её делали. Свертывали в «скалку» любой кусочек ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перетягивали льняной ниткой – и  простая кукла готова.

На этом, рассказ бабушки закончился, и  я  вспомнила, что у нас дома   тоже есть тряпичная кукла, но играть мама ей не разрешает. 

          Она совсем не похожа на мои куклы, а вот на бабушкину немного  похожа. У неё нет  глаз,  носика и нет  рта, как и у бабушкиной куклы. Мне стало интересно  и я захотела узнать, как она называется, и почему у неё нет лица? Может быть, эта кукла из далёкой старины и она для чего-то предназначена.  Обо всём об этом я решила узнать у своей мамы Елены Николаевны Шугаевой.

Мама взяла с полки  куклу, и всё мне рассказала по порядку. Это кукла-оберег, она сделала её своими руками, чтобы был достаток в доме, называется  она Крупеничка или Зерновушка.  Её бережно хранили в красном углу, детям этой куклой играть не разрешали.

Из сети Интернет, мы с мамой  узнали, что куклы делятся  на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

1.Обереговые куклы.

Значение  слова оберег мы  нашли в словаре Ожегова. Это предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь.

 На Руси куклы-обереги делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток, соломы. Каждая куколка делалась с определенной целью,  и имела своё назначение.

Например, кукла  «Куватка»,  которая висела над кроваткой ребёнка, отгоняла злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

  Кукла «Лихоманка»  привлекала к себе духов болезни. Духи вселялись в куклы,  а не в человека. 

         Целительная кукла «На здоровье» делается только из льняных ниток. Она забирает болезнь на себя, помогает человеку поправиться.

Я узнала, что в наряде всегда  присутствовал красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он оберегает от сглаза и травм.  На кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали  знаки солнца, воды, земли, знаки дерева- вечно живой природы, символы плодородия. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр».

2. Игровые куклы

 Игровые куклы предназначались для забавы детям. Их называли куклы-закрутки, и делались они  без иголки и нитки.  На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. 

Наиболее простой свёрнутой куклой считалась кукла «Барыня»,  а так же кукла «Столбушка» и  «Малышок-голышок». 

  1. Обрядовые куклы

 Обрядовые куклы выполнялись из старой поношенной одежды и природных материалов, которые приносили из леса: ветка дерева,  трава, цветы, солома.

       В энциклопедическом словаре слово обряд означает традиционные действия, сопровождающие важные моменты  в жизни человека.

 Обрядовые куклы, как и обереговые  почитали и ставили в избе, в красный угол. Такую куклу, как «Десятиручка», сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала, и всё у неё ладилось.

          Кукла «Масленица» известна нам и сейчас. Каждый год, на празднике ПРОВОДЫ ЗИМЫ мы в школе сжигаем эту куклу и вместе с ней все старое и плохое, что было в прошедшем году.

            Кукла «Купавка» - эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Её сплавляли по воде, и тесёмки привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.

Все куклы, о которых я узнала, не имели лица. Безликая кукла  считалась предметом неодушевленным, а значит, в неё не могли вселиться злые духи, поэтому она была безвредным для ребенка. Некоторые куклы меня научила делать мама. Вы их видите на моей выставке. Некоторые из них я хочу подарить вам.

1.Кукла «На здоровье» -  целительная кукла

2. «Крупеничка»- чтоб в доме был достаток.

3. Кукла «Дясятиручка» - чтобы вы всё успевали по дому, и всё у вас ладилось.

Но чтобы люди в старину не делали, их сопровождала песня.

( исполняется песня)


Исследовательская работа 
автор Фросин Андрей, ученик 3 класса
научный руководитель Ермохина О.Н.

Наличник – визитная карточка дома
Здравствуйте. Меня зовут Андрей Фросин. Я учусь в Чамзинской школе Инзенского района. Тема моего исследования «Наличники – визитная карточка дома».
Я живу в небольшой деревне. Она называется Коноплянка. Хоть деревня и не большая, но красивая. У нас очень красивые дома, потому что каждый дом украшен резьбой. (слайд). На каждом доме очень красивые наличники.
  И на нашем доме тоже есть наличники, и крыльцо, и крыша украшены резьбой. Я всегда думал, что наличники на окна вешали для того, чтобы дом был красивее. Но, как узнал позже, не только для этого. 
  Началось всё с того, что мы ходим в школу всегда мимо дома моих бабушки и дедушки. (слайд). Возле их дома мы ждём школьный автобус. И всегда все любуются наличниками на их доме. Они очень красивые(слайд). Однажды мы стояли перед этим домом, и моя тётя, Ольга Николаевна, сказала мне, что наличники вешали раньше на домах не только для украшения. «А для чего?» - спросил я, но тут подошёл автобус, и наша беседа прервалась. 
  Мне стало интересно. Я подошёл к своей учительнице, и мы вместе с ней нашли в энциклопедии определение «наличника» (слайд) (наличник – это декоративное обрамление оконного или дверного проёма»). И больше никакой информации в энциклопедии мы не нашли. Тогда мы с Ольгой Владимировной пошли в кабинет информатики, зашли в Интернет и нашли много интересного о наличниках.
  Они, оказывается, защищали жителей дома от нечистой силы, я узнал, что, если на доме есть наличник, то зло не может проникнуть в дом. Через окно с наличником нельзя сглазить. И не имеет значения, смотрит человек в окно или из окна. С древних времён каждый хозяин старался защитить свой дом. Каждый хотел, чтобы в семье все были здоровы, сыты, чтобы семья была в безопасности. А как человек мог это сделать? Оказывается, он окружал себя охранными знаками. Эти знаки можно разглядеть в наличниках. Я дома зашёл в Интернет. Там увидел огромное количество фотографий наличников.
  Но я решил сам сделать фотографии различных наличников в селе Коноплянка, где я живу, и селе Чамзинка, где я учусь. (слайд). Потом мы сравнили их. Все наличники – разные: есть похожие, но нет совсем одинаковых. Узоры разнообразные. Но выделяются отдельные повторяющиеся образы. Я думал, что узоры мастера перенимали друг у друга. Но оказывается, что эти образы имеют определённое значение. Я разделил эти образы на группы (классифицировал).(слайд). В наличниках нашей местности чаще всего встречаются такие фигуры: солнце, рога, растительный орнамент, геометрический узор, капли, берегини.
  Самая главная фигура – женщина – мать. (слайд). Это фигурка как будто с раскинутыми руками и ногами. Одно из её имён – берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда её просто найти, а иногда очень сложно. Но в любом случае её можно узнать – у неё есть голова, раскинутые руки и ноги. Или она похожа на букву «Ж».
  Ещё один важный магический знак наших предков – это солнце.(слайд). Солнечный круг изображался в разных видах. Можно найти восход и заход солнца. Эти знаки называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
  В наличнике есть также знаки воды. (слайд). Вода даёт жизнь всему живому на земле. Воды бывают небесными и подземными. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам – это всё знаки воды.
  Знаки земли в наличниках – самые простые и самые распространённые. (слайд). Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы – так рисовали в древности вспаханное и засеянное поле. Вьющиеся растения – знак возрождения.
  В узорах наличников также можно различить разных животных. (слайд). Звериные знаки нужны были для того, чтобы в хозяйстве не гибли и не болели домашние животные. Большое значение имели змеи. Змея связана с водой, а значит с плодородием. Эти знаки встречаются у нас редко.
  Все эти узоры когда-то имели определённый смысл. Они охраняли дом и его жителей. Но сейчас значение этих знаков забыто. Люди просто видят завитки, узоры на наличниках и не придают им значения. А они, может быть, и сейчас охраняют дом.
  (слайд). В нашем школьном музее хранятся трафареты наличников. Они очень красивые. Я тоже хочу попробовать вырезать узоры. Мой дедушка может мне помочь, ведь он сам вырезал наличники на свой дом.



Инновации воспитательной системы через организацию детского оздоровительного лагеря

Описание опыта
Программа деятельности оздоровительного лагеря «Юность»
 при МОУ Чамзинской средней общеобразовательной школе
«Кино – восьмое чудо света» (автор Ермохина О.Н.)

  С целью организации летнего отдыха детей на базе МОУ Чамзинской СОШ организуется детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. За одну смену отдыхает и оздоравливается порядка 30 учащихся. Возраст детей от 7 до 16 лет. Продолжительность смены 18 дней. Летний лагерь в 2010 году могли также посещать дети из семей с малым достатком, а главное, дети из неблагополучных семей.
Организация лагерной смены обусловлена:
- продолжением воспитательного процесса в летний период. А также продолжением процесса обучения. Например, обучение игры на музыкальных инструментах, обучение танцам, рисованию и многому другому;
- решением проблемы летней занятости детей;
- укреплением здоровья учащихся.
Вся работа в лагере построена на принципах:
- свободы выбора (тема дня);
- принцип добровольности участия в делах;
- принцип учета возрастных особенностей детей; 

- принцип доступности выбранных форм работы. 

  Реализация Программы «Кино – восьмое чудо света» осуществлялась в период работы лагеря в первую смену с 3 по 23 июня 2010 года. 
Целью программы было создание киножурнала о жизни детей в летнем оздоровительном лагере «Юность».
  Достижение поставленной цели стало возможным благодаря продуманной работе коллективу педагогов, осуществляющих организацию летнего отдыха и оздоровления детей, и активной позиции школьников. Что позволило решить следующие задачи:
1. Разработать Программу деятельности «Кино – восьмое чудо света».
2. Подготовить техническое оснащение для работы над киножурналом.
3. Распределить роли и обязанности среди детей.
4. Ежедневно оформлять страницы киножурнала.
 
  Основная идея работы с детьми заключалась в создании коножурнала о жизни лагеря «Юность». Киножурнал состоит из видеофильма и устного журнала в виде альбома с результатами каждого прожитого дня (фотоматериалы, рисунки, отзывы, пожелания).
В первый день в группах проводится распределение ролей среди детей. Над созданием фильма работали:
- директор фильма;
- режиссёр;
- кинооператоры;
- декораторы;
- фотографы;
- актёры;
- художники;
- журналисты;
- гримёры;
- хореограф.
Каждый из исполнителей вышеназванных ролей знакомится со своими обязанностями и функциями. 
Съёмка фильма начинается с первого дня работы лагеря. Каждый день имеет своё название, подразумевающее работу на определённую тему.
Темы дней:
 
1. Здравствуй, лето!
2. Сладкий день.
3. Яблочный день.
4. День Смеха.
5. День Спорта.
6. День Леса.
7. День Нептуна.
8. День России.
9. День Села.
10. День Рекордов.
11. День Танцев.
12. День Цветов.
13. День Театра.
14. День Походов.
15. День Музыки.
16. День Памяти.
17. День Юного художника.
18. День Прощания с лагерем. 
 

Последовательность тем дней определяется пожеланиями детей, директора фильма, погодными условиями.
За период работы лагеря дети приняли участие в более 40 мероприятиях, направленных на укрепление физического, нравственного здоровья, развитие творческих способностей; совершили экскурсии в Ульяновск, Саранск, Языково. Побывали на развлекательных мероприятиях в городе Инзе, ездили в цирк, в зоопарк, на аттракционы и т.д.
Новизна программы состоит
- в расширенном содержании воспитательного процесса (каждый день имеет свою тему);
- в новизне технологии (последовательность действий по созданию киножурнала);
- в новизне организационно-управленческих действий (начальник лагеря и воспитатели осуществляют корректирующую функцию на начальном этапе работы; съёмкой и оформлением киножурнала занимаются сами дети).

Результативность работы подтверждается следующим:
Оздоровительный лагерь предоставляет ребёнку шанс раскрыть свои возможности, приобрести новые навыки и интересы, завоевать к себе уважение со стороны воспитателей и детей.
За время проведения воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере и с учётом поставленных задач добились следующих результатов:
- повысился уровень интересов и потребностей детей в физическом и творческом развитии (большее количество детей стало принимать участие в районных спортивных и творческих конкурсах и занимать призовые места);
  - развился интерес детей к работе над киножурналом. Дети научились фотографировать, брать интервью, снимать на камеру, гримировать, делать мультимедийную презентацию, работать над постановкой танцев, рисовать (во время работы лагеря четверо учащихся приняли участие в областном конкурсе рисунков, проводимом Россельхозбанком, на сельскохозяйственную тему, и двое стали призёрами: заняли второе и третье место), научились актёрскому мастерству;
 - выявились и развиваются потенциальные творческие и физические способности детей;
 - продолжается работа над созданием киножурнала «Наша школьная жизнь».
Описанный опыт воспитательной работы (а именно форма работы – съёмка фильма) может быть рекомендован воспитателям детских лагерей, школ и т.д.

  Положительный отзыв о работе лагеря «Юность» на базе МОУ Чамзинской СОШ опубликован в районной газете «Вперёд» от 02.07.2010года.
 
 

 

 

 

 
 
 
 
-->
Вход на сайт
Погода в Чамзинке
сетевичок.рф
pravo.gov.ru
Официальный интернет-портал правовой информации
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Полезные ссылки
  • Президент России
  • Министерство образования и науки РФ
  • Губернатор и Правительство Ульяновской области
  • Министерство образования и науки Ульяновской области
  • Комитет по контролю и надзору в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области
  • Медиабезопасность детей и подростков
  • Профессиональное образование в Ульяновской области
  • Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
  • Рейтинг школ Ульяновской области
  • Геоинформационный портал Ульяновской области
  • Сетевой город. Образование
  • Управление образования МО "Инзенский район"
  • Ульяновский областной центр информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования
  • Инзенский филиал УлГУ
  • Центр информационных технологий
  • ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАВЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕГЭ
  • Блоги
  • С.И. Морозов
  • Т.В.Девяткина
  • Е.В.Уба
  • И.В.Балашова
  • О.Н.Мезина
  • Л.В.Кудряшова
  • Район в соц. сетях
  • Официальный аккаунт Администрации Инзенского района в сети "Твиттер"
  • Архив записей
    МКОУ Чамзинская СШ имени И.А.Хуртина © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz