Пятница, 20.09.2019, 01:07
МКОУ Чамзинская СШ имени И.А.Хуртина
Главная | Регистрация | Вход Приветствуем Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок русского языка во  2 классе (учитель начальных классов Рубцова О.В.)

УМК «Перспективная начальная школа»

(Учебник «Русский язык» Н. А. Чураковой 2 класс, часть 1)

 Тип урока: комбинированный

Тема: «Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим  на письме».

Цель:

-  формировать умение писать слова  с изученными орфограммами.

Задачи:

- тренировать учащихся в нахождении безударных гласных в корне  слова и подборе проверочных слов;

- тренировать учащихся в нахождении парных звонких- глухих согласных в середине и на конце слова и подборе проверочных слов;

- обобщить и систематизировать знания учащихся по ранее изученным темам.

Учебно-дидактическое обеспечение: учебник «Русский язык» Н. А. Чураковой,  2 класс 1 часть, Обратный словарь, тренажёр по русскому языку «Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов», тексты для работы в группах, мультимедиа проектор.

 Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять орфограммы.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):

Регулятивные:

- Определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

-Сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе.

Познавательные:

- Использует различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.

Коммуникативные:

-Умеет излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

-Принимает другое мнение  и позицию, допускает существование различных точек зрения.

Личностные:

- Осознаёт свои возможности в учении; способен адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с  усилиями, трудолюбием.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся:

фронтальная работа, работа по учебнику (работа в парах), самостоятельная работа (MyTest) , работа в группах.

Вводная часть урока

Учащиеся записывают в тетрадях дату, открывают в учебнике «Содержание» с.4, находят тему урока, отмечают закладками У-1, с.136, озвучивают цель урока, приводят примеры слов с  чередующимися звуками в корнях слов.

Итак, сегодня мы будем учиться писать слова с изученными орфограммами.

Структура (план) урока:

1.     Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов.

2.     Упражнения в нахождении парных звонких - глухих согласных в середине и на конце слова и подборе проверочных слов

3.MyTest. Самостоятельная работа.

4.Работа в группах. Восстановление деформированного текста.

5.Итог урока.

6.Рефлексия.

Ход урока

I.                        Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; взаимодействуют со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

1. (Устно) - Найди слово с безударной гласной в корне (кликни кнопкой мыши по этому слову - дети).

2. -В выделенных словах выдели безударный гласный (кликни по букве кнопкой мыши - учитель).

- В столбиках подчеркни только те слова, которые являются проверочными (кликни кнопкой мыши - учитель). Давайте вспомним правило, как не ошибиться при написании безударной гласной в корне.

- Теперь запишите данные слова вместе с проверочными (образец на доске).

3. (Устно) -  Найди ошибки в написании безударной гласной. Исправь их (кликни кнопкой мыши по неправильно написанной безударной гласной).

Лист самооценки.                 

II.               Упражнения в нахождении парных звонких - глухих согласных в середине и на конце слова и подборе проверочных слов

Познавательные: общеучебные  - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;

Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изученных орфограммах.

1.     Работа по учебнику.

2.     Ученик читает задание (1 предложение)

- Откройте Обратный словарь на букву а. Найдите слова, которые заканчиваются на –вка. Выпишите 2 слова для диктанта. Подчеркните в каждом слове трудное написание. Назовите орфограмму. В скобках пишите проверочные слова. Давайте вспомним правило, как не ошибиться при написании парных звонких-глухих согласных.

- Откройте Обратный словарь на букву в, (а потом на букву ф). Выпишите ещё по  2 слова для диктанта. Подчеркните в каждом слове трудное написание. Назовите орфограмму. Обратите особое внимание на слова (шкаф): пишется буква, которая обозначает именно этот звук. В скобках пишите проверочные слова.

- Продиктуйте 3 слова вперемешку соседу по парте. (Выяснить, кто будет диктовать, а кто записывать слова – договариваются в парах.)

Запись диктанта. Проверка работы соседом.

Теперь поменяйтесь ролями: кто диктовал, будет записывать. Проверка. (Учитель контролирует.)

Лист самооценки.

Динамическая пауза

III.           Проверка умения применять полученные знания на практике

Личностные: применяют приобретённые знания в практической деятельности.

MyTest по теме: «Обобщение и систематизация ранее полученных знаний»

Один ученик за компьютером выполняет тест по теме: «Обобщение и систематизация ранее полученных знаний» (сразу компьютер выдаёт оценку), а остальные учащиеся на бумажных носителях (учитель наблюдает и по окончании просматривает работы и даёт оценку каждому ученику).     

Лист самооценки.

      IV . Творческая работа в группах.

Каждой группе предлагается один и тот же деформированный текст.

- Восстановите текст.

Под корнями старого дерева была лисья нора. Там жила лиса. Весной у лисицы родились лисята. Мать – лиса ухаживала за ними. Скоро лисята выросли.

- Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?

Лист самооценки.

V . Подведение итога урока.

Мы без дела не сидели.

Сделать многое успели.

Подведём теперь итог:

Что успели за урок? (Чему учились?)

VI . Рефлексия.

- Вспомните свои впечатления на уроке. 

- Испытывали ли вы затруднения?

- Понадобятся ли вам знания, которые мы получили на уроках?

     - Оцените свою работу на уроке (смайлики на планету).

VII . Домашнее задание (задания, которые не вошли в канву урока).

  

Открытый урок немецкого языка в 9-м классе по теме "Книги - наши спутники"

(учительЕрмохина О.Н. МОУ Чамзинская СОШ)

Цель урока:  Развитие навыков устной речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Совершенствовать умения и навыки применять  изученный лексический и грамматический  материал на практике во всех видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.
  • Тренировать учащихся в написании мини-стихотворений в форме синквейна.
  • Совершенствовать умения читать наизусть стихи на немецком языке.

Развивающие:

  • развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, языковую догадку.

Воспитательные:

  • формировать культуру слушателя и рассказчика,
  • прививать интерес к изучаемому предмету через немецкую поэзию.

 

Оснащение урока:

  • Немецкий язык. И.Л.Бим- учебник 9 класса для общеобразовательных школ.
  • Тест для аудирования (раздаточный материал).
  • Карточки с бразцом написания синквейна.
  • Портреты немецких поэтов и табличкис их произведениями.
  • Проект «BüchersindunsereGefӓhrten».
  • Презентации Power Point  «Lorelei», «Erlkӧnig».
  • Мультфильм на немецком языке «Лукоморье».

ТСО:

  • Компьютер с колонками,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • электронный носитель с аудиозаписями. 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Der wievielteistheute?  (Heuteist der 26. November.)

Der wievielte war übermorgen?  Was fürein Tag ist der 24. November?– Der Tag des Lesens.
II. Речеваязарядка.

Sagtbitte, lest ihrgern? Liestdugern, X? FrageN…(спрашивают друг друга)

III. Основная часть урока.

1. WieheißtunserThema?

Und zuwelchemThemasprechenwirheute? - «BüchersindunsereGefӓhrten».


HeutewerdenwirüberunsereLieblingsbüchersprechen, Gedichevorlesen und sogarselbstGedichteschreiben.

 

Und was liest du besondersgern? (интересуются друг у друга, кто и что охотно читает:Wasliestdu? WelcheBüchermagstdu?Unddu?usw.)

2. Игра: кто последний назовёт фамилию писателя.

WelcherussischeSchriftstellerkenntihr?

Welche deutsche Schriftstellerkenntihr?

3. Загадки. (Учитель читает строки из стихотворений, учащиеся отгадывают немецкого поэта.)

Ratet mal! Wer hat das geschrieben?…

4. Групповая работа.(Расположить под портретами магнитные таблички с произведениями.)

Schautan die Tafel. HiersindPortrӓts von Goethe, Heine und Schiller. WessenWerkesind das?

5. Чтениестихов. Einige von diesenGedichtenhabenwirauswendiggelernt.ZumBeispiel«Lorelei», «Gefunden».

Lesenwir«Gefunden».(1-2 ученикачитаютнаизусть«Gefunden».)

Wermӧchtet die Übersetzung lessen?(1 ученик читает перевод «Нашёл» Гёте).

Wieist das Gedicht? (lyrisch)

Wieist die Sprache des Autors? (einfach, ausdrucksvoll)

Woranerinnert das Gedicht? (anein Volkslied)

Was personifiziert der Autor? (eineBlume)

Hat das Gedichteuchgefallen?

Lesenwir das Gedicht«Lorelei».(читают по 4 строчки по очереди.Чтение стихотворения сопровождается презентацией с фоном шума волн и музыки).

 

6. Синквейн. Работа в парах. (На партах лежат карточки с алгоритмом и образцом синквейна на немецком языке).

WirkӧnnenselbstGedichteschreiben.Sieheissencinquain.IhrhabteinBeispiel. Lest bitte.

  1. Thema der Stunde          Das Buch
  2. Adjektive (2-3)               interessant, geheimnisvoll
  3. Verben (2-3)                   wecktNeugier, lernt
  4. MeineVerhaltungich lese immergern
  5. Schluss                            das Buch – die Quelle des Wissens.

SchreibtGedichteselbst!  Arbeitetzuzweit.

Lest eureGedichtevor!

7. Мультфильм «Лукоморье».(Пересказ содержания стихотворения «Лукоморье» по шаблону).JetztsehenwireinenZeichenfilm an.Sagt, wovonisthier die Rede?

1. Das Gedichtheisst…

2. Der Autorist…

3. Die handelndenPersonensind…

4. Die Handlungspielt …

5. Hierist die Rede von …

6. Das Gedicht hat mirsehrgefallen.Es hat auf micheinengrossenEindruckgemacht.

8.Аудирование.Диск к учебнику 9 класса, часть 3, №4 (прослушивают текст, выполняют задания теста).

NastjaerzӓhltüberihresLieblingsbuch.Hörtaufmerksamzu und beantwortet die Fragenim Test.

Prüfenwir. (проверяем)

9. Рассказ о любимой книге. (3-4 ученика рассказывают о своей любимой книге)

HabtihrLieblingsbücher?Erzӓhltdarüber.

10. MyTest (компьютерный тест по теме).

11. Монологическое сообщение по теме с использованием проекта «BüchersindunsereGefӓhrten».

IV. Заключительный этап урока.

Was habenwirheute in der Stundegemacht?
Was hateuch am bestengefallen?

Ihrhabtheute gut gearbeitet, dankefür die Arbeit ! 
(выставляютсяоценкиучащимся)

Die Stundeistaus, wirgehennachHaus!

Урок биологии в 6 классе (учитель биологии Сорокина Л.А.)

Тема урока:

Цветок, его строение и значение в жизни растений.

Цель урока: продолжить формирование комплексного представления

                      о растении  через знания о цветке как органе, необходимом

                      для размножения покрытосеменных.

Задачи урока:

Образовательные:

1.     Сформировать представление о цветке как органе семенного размножения растений.

2.     Изучить особенности строения цветка, раскрыть биологическое значение его частей – пестика и тычинок.

3.     Рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений.

4.     Ввести понятие «соцветия», разъяснить их биологическую роль.

5.     Изучить классификацию цветков.

6.     Продолжить работу с биологической терминологией.

Развивающие:

1.     Продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с  текстом учебника.

2.     Продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой ( с помощью опережающих заданий)

3.     Продолжить развивать у учащихся внимательность, умения  делать выводы, обобщать, находить сходство и различие.

4.     Продолжить формирование навыков работы с гербарными материалами, живыми объектами, схемами и рисунками.

Воспитательные:

1.  Раскрыть эстетическую ценность цветков.

2.  Показать необходимость бережного отношения и охраны растений.

3.  Используя личностную мотивацию, воспитывать любовь к природе.

Личностные действия: воспитание бережного и внимательного отношения к растениям, которые их окружают и в природе, и в саду, и дома, умение правильно ухаживать за растениями, способность формированию положительных эмоций.

Познавательные действия: сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений, раскрыть биологическое значение частей цветка, формировать умения исследовать цветок как объект природы, выявить его значение, активизировать знания учащихся.

Регулятивные действия: формирование умений и навыков при работе с гербарными материалами, выполнение лабораторной работы «Строение цветка».

Коммуникативные действия: формирование умений работать в паре, группе, работать над приобретением навыков сотрудничества.

 Оборудование для урока:

 гербарии цветковых растений, комнатные растения,  живые цветы, таблица «Органы цветкового растения», таблица «Строение цветка», таблица «Редкие и исчезающие виды растений», модель «Цветок вишни», раздаточный материал ( карточки с заданиями, схема «Строение цветка»), иллюстрации «Цветы», фрагмент видеофильма «Вальс цветов»» (автор – учитель изобразительного искусства лицея №329  Соломатина А.А.), аудиозапись «Вальс цветов» ( П.И.Чайковский).

 раздаточный материал – живые цветущие растения, гербарные материалы, модель «Цветок яблони», «Цветок картофеля», «Цветок капусты», таблица «Схема строения цветка», рисунки детей, презентации, на доске плакаты, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, школьная доска.

Плакаты:

 «Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать».

В. Рождественский

«Я шел вперед, но всюду замедлялись

мои шаги при взгляде на цветы»

А. Данте

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны и не будет красоты!

Т. Собакина

Опережающее задание учащимся:

 подготовить стихи о цветах.

Личностная значимость изучаемого для школьников:

Цветы – органы растения, необходимые для размножения, надо бережно относиться к растениям.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, лабораторная работа.

Приемы деятельности :

Актуализация знаний учащихся, выполнение лабораторной работы  (лабораторная работа «Строение цветка» проводится в демонстрационном варианте в связи с тем, что  у многих учащихся возникают аллергические реакции при использовании живого материала и из-за недостатка оборудования), организация эвристической беседы, опережающие творческие задания, обобщение изученного на уроке.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.

Ход урока.

Организационный момент: ученики входят в класс под «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

I. Активизация знаний учащихся (создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения, вызов эмоций, чувств, ассоциаций).

Звучит музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух», презентация цветов (приложение 1).

I. Строение цветка. ( изучение нового материала с элементами актуализации знаний учащихся )

Учитель:  Итак, я напомню вам, что мы продолжаем изучать органы цветкового растения. (обращение к таблице «Органы цветкового растения»).

(?) классу: Какие органы растения мы уже изучили? Ученики отвечают и показывают на таблице.

 (?) классу:  О каком же  органе растения мы еще не говорили? ( включен видеофрагмент). Дети отвечают.

Учитель:  Конечно, это цветок –  самый яркий и заметный орган растения. Ему во все времена поэты, художники и музыканты посвящали свои произведения.

Целью нашего урока является (читать по слайду).

Фрагмент музыкальной композиции, кто узнал его? (Дети отвечают). Посмотрите на иллюстрации, вывешенные в классе: мир цветов многообразен.

Цветочный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб сегодня отличиться,

Надо очень потрудиться.

Уметь мыслить, рассуждать,

Почаще руку поднимать.

Эмоциональный элемент: несколько учащихся читают подготовленные ими стихи о цветах.

Может кто-то из вас знает стихи о цветах, сказки, песни, загадки.

  Б) Стихи и загадки о цветах:

     Синенький звонок висит,

     Никогда не говорит. ( Колокольчик)

                                           Белым шариком пушистым,

                                           Я красуюсь в поле чистом.

                                           Дунул легкий ветерок-

                                           И остался стебелек. ( Одуванчик)

       Даже ночью муравьишка,

       Не пропустит свой домишко:

       Путь-дорожку до зари

       Освещают фонари:

       На больших столбах подряд

       Лампы белые висят. ( Ландыши)

Обращение к  учащимся: Послушайте  внимательно  отрывок  из  сказки:  «…с  этими  словами  старушка  сорвала  с  грядки  и  подала  девочке  Жене  красивый  цветок.  У  него  было  семь  лепестков,  каждый  другого  цвета»

Вопросы  учащимся:  Как  называется  цветок?  А  сказка?  Кто  автор?  

(«Цветик-семицветик» автор Катаев)     Плавно  переходим  к  эпиграфу  урока -  высказыванию  Г.Х. Андерсена: « Чтобы  жить,  нужно  солнце,  свобода  и  маленький  цветок ». 

Вопрос  учащимся:  Когда  люди  дарят  друг  другу  цветы? В   какие  моменты  жизни  человеку  хочется  побыть  на  природе  в  окружении  прекрасных  цветов?(фронтальная  беседа)

Вопрос  учащимся:  У  всех  ли  растений  образуются  цветки?  

Совместная  работа  учителя  с  учащимися  -  изучение  основных  частей  цветка (с  использованием   презентации  и  материала  учебника – слайд  №2)

Ученик 1. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее, чем цветы. Это хрупкие, драгоценные дары природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм и линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов на написание стихов и песен.

Ученик 2.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры.

Учитель. Цветы способны «задеть» самые сокровенные струны души человека.

Сегодня мы отправляемся в удивительное и прекрасное путешествие, в царство цветов.

Герцен писал: «На земле произрастают десятки тысяч растений. Но у людей особое, благоговейное отношение к цветам. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, затерянном во ржи васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться или вспоминать о чем-то своем. Сколь бедны мы оказались бы, не будь на Земле цветов. И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты». Какие эмоции и ассоциации у вас вызвали цветы при просмотре презентации? Какие цветы ваши любимые и почему?(Предполагаемые ответы: цветы – это чудо природы. Цветы вызывают такие чувства как радость, восторг, восхищение, потому что они красивы.)

Но ведь природа создала цветы не только для нас, а, скорее всего, и совсем не для нас с вами. Прежде всего, они играют огромную роль для самих растений.

Какую роль играют цветы?

Итак, сегодня мы познакомимся с понятием «цветок», изучим его строение, узнаем о разнообразии цветков и их классификации. А ответ на вопрос: «Что такое цветок?», я надеюсь услышать в конце урока.

-Какие бывают почки? (Вегетативные и генеративные).

Давайте вспомним с вами, из чего развивается цветок? (Ответ: цветок развивается из генеративной почки.) У всех ли растений они образуются?(Дети отвечают: цветки образуются только у цветковых растений). Сходно ли строение цветка у цветковых растений? А их форма? (Учитель демонстрирует модели цветков, ученики отвечают: «Строение цветка у всех цветковых растений сходно, а форма – разнообразна). Да, действительно, хотя в мире огромное разнообразие цветов, но все они имеют единый план строения. Давайте, более подробно, познакомимся с их строением.

II. Изучение нового материала.

По мере изучения делаем схему в тетради. А модель цветка вывешивается постепенно на доске.

Учитель. Почему цветок такой красивый и нужна ли ему красота? (Учащиеся отвечают, что красота нужна для того, чтобы ею любовался человек, что на красивом цветке всегда много насекомых). Предлагается задание (дети разделены на группы) – сконструировать цветок, который был бы самым привлекательным и красивым (материал прилагается).

Группы предлагают к защите свой цветок, указывают известные им части цветка, сравнивают с таблицей.

Строение цветка    Какие части цветка вы знаете?

Венчик

В.Солоухин: СЛАЙД №2

…Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо, 

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли 

Он – то красный, то – синий, то – сиреневый, то – золотой!...

Самые крупные цветы на Земле.

Ребята, посмотрите на цветок и определите самую заметную часть цветка. Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он окрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным (свободнолепестным). Если венчик состоит из сросшихся лепестков, то он называется сростнолепестным. Чашечка может быть раздельнолепестная и сростнолепестная, она состоит из чашелистиков зеленого цвета. (Демонстрация слайдов 1, 2, запись определений и примеров в тетрадь).

Да, вы правы, с помощью цветоножки цветки прикрепляются к стеблю. Как вы думаете, все цветки имеют цветоножки? (В случае неправильного ответа объяснить, что не все цветки имеют цветоножки и называют их сидячими – у кофейного дерева, волчьего лыка. Показываю картинки.)

Посмотрите внимательно на рисунок цветка в учебнике и ответьте: «Как называется расширенная часть цветоножки и для чего она служит цветку?» (Ответ учащихся: это цветоложе, на нем расположены все части цветка.)

Околоцветник

Чашечка и венчик составляют вместе околоцветник. Как вы думаете, для чего растению необходим околоцветник? Найдите ответ при затруднении в учебнике. (Предполагаемый ответ: околоцветник защищает внутренние части цветка от неблагоприятных условий, а также привлекает своей яркой окраской насекомых-опылителей.)

Простой околоцветник – вокруг тычинок и пестика расположен только венчик из лепестков. А какой околоцветник называют двойным? У каких растений двойной околоцветник, у каких простой? Попробуйте сами дать ответы. Проверим, так ли это. (Демонстрация слайда 3, запись определений и примеров в тетрадь).

 Как вы думаете, существуют ли цветки без околоцветника? (Предполагаемый ответ: да, у осоки, ивы, ясеня. Показываю рисунки.)

 

Цветки правильные и неправильные (слайд).

Листочки околоцветника (простого или двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (яблоня, вишня, капуста). Такие цветки называются правильными. Цветки, через которые можно провести только одну плоскость симметрии (горох, шалфей), называют неправильными.

Какие органы самые главные в цветке?

Строение тычинки и пестика.

 Ребята, большинство цветков имеют и тычинки, и пестики (дети приводят примеры). Но есть цветки, которые имеют или тычинки, или пестики.

Какие части цветка являются главными и почему? (Дети находят ответ в учебнике: пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения, записывают в тетрадь)

Используя модель цветка, учитель рассказывает: «Тычинок может быть от двух до нескольких десятков. Каждая тычинка имеет пыльник, который расположен на тычиночной нити. Внутри пыльников развивается пыльца, а в каждом пыльцевом зерне находятся 2 спермия – мужские половые клетки. Снаружи пыльца покрыта плотной оболочкой с бугорками, шипами, зубчиками, бороздками (использование рисунков, выполненных детьми).

В самом центре цветка находится один или несколько пестиков. Пестик состоит из завязи (нижняя расширенная часть), столбика и рыльца, расположенного на верхушке столбика.

 Рыльце обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Оно служит для улавливания пыльцы.

Столбик приподнимает рыльце над завязью, что облегчает улавливание пыльцы, а в завязи расположены семязачатки. В семязачатке формируются женские половые клетки – яйцеклетки. Откуда появляются плоды и семена?(Дети находят ответ в учебнике, записывают в тетрадь)

Цветки обоеполые и раздельнополые.

Цветки, имеющие пестики и тычинки, называются обоеполыми. Если цветки имеют либо тычинки, либо пестики, называются однополыми. Если в цветке только пестики, их называют пестичными (или женскими), если только тычинки – их называют тычиночными (или мужскими). (Демонстрация слайда 4, запись определений в тетрадь)

Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например, у кукурузы, огурцов, тыквы. Тогда такие растения будут называться однодомными. Вы наверняка слышали от мамы или бабушки: «Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах». Что означает это выражение? (Ответы детей).

Правильно у огурцов мужские цветки плодоносить не могут, так как у них нет пестика. Они отцветают, а огурчиков нет.

Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если присмотреться внимательно, то где-то недалеко находится другое дерево с невзрачными серовато-зелеными шишечками. Это женские цветки. Эти растения называются двудомными, так как мужские и женские цветки располагаются на разных растениях. (Показ слайдов 5, 6, запись определений в тетрадь)

Можно привести еще один интересный пример. В июне мы все страдаем от тополиного пуха, но не все тополя его пускают. А какие? (Ответы детей).

Правильно, только женские растения тополя. В Древней Греции тоже любили выращивать тополь, так как его крона очень хорошо задерживает пыль. Но они знали об особенностях тополя «пылить пухом», поэтому сначала выращивали растения в питомнике. Когда тополь зацветал, греки вырубали женские растения, а мужские растения высаживали в парках и городах.

Растения однодомные и двудомные.

      Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями (рисунок учебника), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.

Ребята, внимательно посмотрите на цветы, таблицу, и ответьте: «Все ли части цветка мы с вами рассмотрели?»

Формула цветка

Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения:

Ч – чашелистики;

Л – лепестки;

Т – тычинки;

Р – простой околоцветник.

Количество частей цветка записывается в виде индексов. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в цветке. Если число элементов большое и сосчитать невозможно, то рядом с буквой ставится символ, обозначающий в математике “бесконечность” – . Рассмотрим формулу цветка на примере модели цветка вишни (запись формулы и расшифровка ее в тетради обвести в красную рамочку). Ч5Л5Т5nП1 – Цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика.

Затем учитель ставит вопрос: “Нельзя ли выполнить схематичную зарисовку цветка?”. И предлагает разложить все части цветка по кругам и схематично изобразить их цветными карандашами. Учитель объясняет, что любой цветок можно изобразить еще и в виде диаграммы. Все это фиксируется на доске и параллельно в тетрадях учащихся.

Схема цветка вишни на доске.

 Формула цветка:

       Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

Ч – чашечка, Л – лепестки, Т – тычинка, П – пестик,

1 – неправильный цветок,

* - правильный цветок,

   - пестичные (женские) цветки,

   - тычиночные (мужские) цветки,

   - обоеполые цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка,

    - число частей цветка больше 12.

Ребята, мы с вами изучили строение цветка, а теперь надо выяснить, какую роль играют цветы для растений. Окраска лепестков и запах цветка – это вывеска, приглашение «Милые пчелки и бабочки. Загляните внутрь венчика, что, понравилось? Тогда запоминайте облик «вкусного» цветка, а затем ищите такой же». Дети, что понравилось насекомым? (Ответы детей).

Правильно, насекомые устремляются на цветок, и здесь их ждет кладовая сладкого нектара и большое количество питательной пыльцы. А какая польза растению? После опыления появляются плоды.

(Показ слайда 7, учитель читает отрывок).

Мотылек на нем порою

Не боится отдохнуть

И, осыпанный пыльцою,

Продолжает дальний путь.

Нет, обидели напрасно

Странным прозвищем цветок!

Он растет, как все, прекрасным,

А иным он быть не мог.

Итак, ребята, в начале урока я задавала вопрос: «Что такое цветок?» Кто из вас может дать ответ на этот вопрос?(1. Цветок – это генеративный орган цветкового растения. 2. Цветок – это видоизмененный укороченный побег, приспособленный для опыления, полового процесса (оплодотворения) и образования плодов и семян. Записывают определение в тетрадь)

Все правильно, ребята, я думаю, что теперь вы твердо знаете, для чего растения «изобрели» цветы, просто рвать их для красоты не стоит, ведь это может помешать размножению.

 

-->
Вход на сайт
Погода в Чамзинке
сетевичок.рф
pravo.gov.ru
Официальный интернет-портал правовой информации
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Полезные ссылки
  • Президент России
  • Министерство образования и науки РФ
  • Губернатор и Правительство Ульяновской области
  • Министерство образования и науки Ульяновской области
  • Комитет по контролю и надзору в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области
  • Медиабезопасность детей и подростков
  • Профессиональное образование в Ульяновской области
  • Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
  • Рейтинг школ Ульяновской области
  • Геоинформационный портал Ульяновской области
  • Сетевой город. Образование
  • Управление образования МО "Инзенский район"
  • Ульяновский областной центр информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования
  • Инзенский филиал УлГУ
  • Центр информационных технологий
  • ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАВЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕГЭ
  • Блоги
  • С.И. Морозов
  • Т.В.Девяткина
  • Е.В.Уба
  • И.В.Балашова
  • О.Н.Мезина
  • Л.В.Кудряшова
  • Район в соц. сетях
  • Официальный аккаунт Администрации Инзенского района в сети "Твиттер"
  • Архив записей
    МКОУ Чамзинская СШ имени И.А.Хуртина © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz